Даниил или Фёкла? О разночтении одной композиции в раннесредневековой армянской пластике ; Daniel or Thecla? On the Reading of a Composition of Early Medieval Armenian Sculpture
Հոդվածը նվիրված է պատմական Հայաստանի վաղմիջնադարյան քառանիստ կոթողների վրա հաճախ հանդիպող մի հորինվածքի քննությանը, որի բովանդակությունը` նույն պատկերագրական սխեմայի առկայության դեպքում, կարող է լինել տարբեր: Դա աղոթողի դիրքով կանգնած և առյուծներով շրջապատված ֆիգուրն է: Պատկերագրական վերլուծությունը ցույց է տալիս, որ նշված հորինվածքում կարող են ներկայացված լինել ինչպես Դանիել մարգարեի, այնպես էլ Սբ Թեկղա նախավկայի հրաշալի փրկության պատմությունները, որոնք լավ հայտնի են եղել վաղքրիստոնեական արվեստում:
Статья посвящена рассмотрению часто встречающейся композиции на четырехгранных стелах исторической Армении, где при наличии одной и той же изобразительной схемы трактовка сюжетов может быть различной. Это изображение фигуры в позе оранты, фланкируемая двумя львами. Иконографический анализ показал, что в указанной композиционной схеме могут быть представлены как пророк Даниил, так и Св. Фёкла, а точнее истории их чудесного спасения, хорошо известные в раннехристианском искусстве. Более того, стало ясно, что в раннесредневековой пластике Армении были известны разные иконографические изводы изображения Св. Фёклы, и в этом смысле армянские примеры имеют важное значение в контексте изучения раннехристианского искусства и иконографии.
The paper presents one of the frequently encountered compositions on the tetrahedral stelae of historical Armenia, where in the case of one pictorial scheme the interpretations of the latter could be different. This is concerning to the image of a figure in the orant pose flanked by two lions. The iconographic analysis has showed that both the prophet Daniel and St. Thecla can be represented in the indicated composition, namely the stories of their miraculous salvation well known in the early Christian art. Moreover it has become clear that various iconographic versions of St. Thecla hadbeen known in the early medieval sculpture of Armenia, and due to this the Armenian samples are of a great importance in the context of studies in early Christian art and iconography.
կապին հետեւելուն համար սեղմէ հոս ; oai:arar.sci.am:297033
ՀՀ ԳԱԱ Հիմնարար գիտական գրադարան
Jun 26, 2024
Jan 12, 2022
39
https://arar.sci.am/publication/323993
Հրատարակութեան անունը | Թուական |
---|---|
Հակոբյան, Զարուհի, Դանիել, թե" Թեկղա. հայկական վաղմիջնադարյան քանդակի մի հորինվածքի տարընթերցումները | Jun 26, 2024 |
Պետրոսյան, Արմինե
Միքայելյան, Լիլիթ
Հարությունյան, Հասմիկ
Մարգարյան, Արաքս
Մարգարյան, Արաքս Վ․