Амбарцумян Айк, Hambardzumian Hayk
Пищевые мотивы в эпосе «Сасна црер» (Давид Сасунский) и в армянской средневековой литературе: меню героев ; Food Мotives in the Epic “Daradevils of Sassoun” and in the Armenian Medieval Literature: Heroes' Menu
Մատենադարան. Մեսրոպ Մաշտոցի անվան հին ձեռագրերի ինստիտուտ
В древних обрядах, мифах, эпосах, затем в письменной культуре нашли отражение разные представления и мотивы, связанные со значением пищи, еды и трапез. Культурные коды, связанные с едой можно видеть и в армянском эпосе «Сасна Црер» в описаниях персонажей и их окружения, в регионах создания и распространения эпоса. В средневековой армянской литературе по разным причинам сложно найти сведения о еде и о трапезах, но есть мотивы пиров и охоты, описания быта царей и князей, где встречаются упоминания о еде. Информацию о кулинарных предпочтениях и питании древних армян мы можем также получить из древних переводных текстов, из средневековых армянских басен, медицинских текстов и поэзии позднего периода. Особенно в последних еда, процессы приема пищи, значение еды для здоровья и удовольствия представлены довольно подробно. В меню героев эпоса входят хлеб, преимущественно просяной, мясные, овощные, молочные блюда и различные сласти. Еда указывает на национальную принадлежность героев, их социальный статус, на некоторые древние обрядовые реалии. В средневековой армянской литературе герои едят шашлык, харису, рыбу, фрукты, овощи и т.д. В отличие от эпоса, пища в литературе не имеет большой смысловой нагрузки и функции. Чаще всего она представлена как явление, подчеркивающее социальный статус героев и как атрибут царской жизни.
Ancient rituals, myths, epics and written sources reflected different ideas and motives associated with food and meals. Such cultural codes for meals can be seen in the Armenian epic Daredevils of Sassoun, especially in the descriptions of the characters and their environment within the context of the regions where the epic was created and spread. For some reasons, it is difficult to find much information about food and meals in medieval Armenian literature, but there are motives of feasts and hunting, descriptions of the life of kings and nobles, which contain references to food. We can also get information about the culinary preferences and nutrition of ancient Armenians from old translated texts, Armenian fables, medical texts and poetry of the late period. The menu of the heroes of the epic includes bread, mainly millet, meat vegetables, dairy and various sweets. The use of food shows the ethnic identity of the heroes, their social status and points to some ancient ritual practices. In medieval Armenian literature, heroes eat barbecue, harissa, fish, fruits, vegetables, etc. Unlike the epic, food in written sources is not semantically and functionally important. Most often, it emphasizes the social status of the characters and is an attribute of royal life.
Երևան
oai:arar.sci.am:360924
ՀՀ ԳԱԱ Հիմնարար գիտական գրադարան
Երևանի Մեսրոպ Մաշտոցի անվան Մատենադարան
Aug 31, 2023
Jul 3, 2023
123
https://arar.sci.am/publication/390097
Հրատարակության անուն | Ամսաթիվ |
---|---|
Համբարձումյան, Հայկ, Սննդային մոտիվները «Սասնա ծռեր» էպոսում և հայ միջնադարյան գրականության մեջ․ հերոսների ճաշացանկը | Aug 31, 2023 |
Համբարձումյան, Հայկ
Համբարձումյան, Հայկ
Նիկողոսյան, Արքմենիկ Խմբ․՝ Սուրեն Աբրահամյան Սուրեն Դանիելյան
Հայկ Համբարձումյան Խմբ.՝ Առաքել Առաքելյան (1944-1948) Լևոն Կիսիբեկյան (1948-1950) Աշոտ Աբրահամյան (1950-1955) Առաքել Առաքելյան (1955-1956) Արթուն Հատիտյան (1956-1982) Պարգեւ Շահբազյան (1983-1984) Երվանդ Մելքոնյան (1985-1993) Տ. Ասողիկ եպս. Արիստակեսյան (1994-1996) Տ. Բագրատ աբղ. Գալստյան (1996-1998) Մարիամ Վարդանյան (պաշտոնակատար) (1998-1999) Տ. Արշակ աբղ. Խաչատրյան (պաշտոնակատար) (1999) Անդրանիկ Զեյթունյան (2000-2001) Արշակ Մադոյեան (2009-2015) Արսէն Բոբոխեան (2015-2017) Տ. Անդրէաս աբղ. Եզեկեան (պաշտոնակատար) (2017-2018) Գէորգ Մադոյեան (2018-)
Հայկ Համբարձումյան
Հայկ Համբարձումյան Խմբ.՝ Առաքել Առաքելյան (1944-1948) Լևոն Կիսիբեկյան (1948-1950) Աշոտ Աբրահամյան (1950-1955) Առաքել Առաքելյան (1955-1956) Արթուն Հատիտյան (1956-1982) Պարգեւ Շահբազյան (1983-1984) Երվանդ Մելքոնյան (1985-1993) Տ. Ասողիկ եպս. Արիստակեսյան (1994-1996) Տ. Բագրատ աբղ. Գալստյան (1996-1998) Մարիամ Վարդանյան (պաշտոնակատար) (1998-1999) Տ. Արշակ աբղ. Խաչատրյան (պաշտոնակատար) (1999) Անդրանիկ Զեյթունյան (2000-2001) Արշակ Մադոյեան (2009-2015) Արսէն Բոբոխեան (2015-2017) Տ. Անդրէաս աբղ. Եզեկեան (պաշտոնակատար) (2017-2018) Գէորգ Մադոյեան (2018-)
Հայկ Համբարձումյան Խմբ.՝ Առաքել Առաքելյան (1944-1948) Լևոն Կիսիբեկյան (1948-1950) Աշոտ Աբրահամյան (1950-1955) Առաքել Առաքելյան (1955-1956) Արթուն Հատիտյան (1956-1982) Պարգեւ Շահբազյան (1983-1984) Երվանդ Մելքոնյան (1985-1993) Տ. Ասողիկ եպս. Արիստակեսյան (1994-1996) Տ. Բագրատ աբղ. Գալստյան (1996-1998) Մարիամ Վարդանյան (պաշտոնակատար) (1998-1999) Տ. Արշակ աբղ. Խաչատրյան (պաշտոնակատար) (1999) Անդրանիկ Զեյթունյան (2000-2001) Արշակ Մադոյեան (2009-2015) Արսէն Բոբոխեան (2015-2017) Տ. Անդրէաս աբղ. Եզեկեան (պաշտոնակատար) (2017-2018) Գէորգ Մադոյեան (2018-)
Հայկ Համբարձումյան Խմբ.՝ Առաքել Առաքելյան (1944-1948) Լևոն Կիսիբեկյան (1948-1950) Աշոտ Աբրահամյան (1950-1955) Առաքել Առաքելյան (1955-1956) Արթուն Հատիտյան (1956-1982) Պարգեւ Շահբազյան (1983-1984) Երվանդ Մելքոնյան (1985-1993) Տ. Ասողիկ եպս. Արիստակեսյան (1994-1996) Տ. Բագրատ աբղ. Գալստյան (1996-1998) Մարիամ Վարդանյան (պաշտոնակատար) (1998-1999) Տ. Արշակ աբղ. Խաչատրյան (պաշտոնակատար) (1999) Անդրանիկ Զեյթունյան (2000-2001) Արշակ Մադոյեան (2009-2015) Արսէն Բոբոխեան (2015-2017) Տ. Անդրէաս աբղ. Եզեկեան (պաշտոնակատար) (2017-2018) Գէորգ Մադոյեան (2018-)