Айрапетян А. С., Hayrapetyan A. S.
Социальное положение рабочих на строительстве железной дороги Александраполь-Карс ; The Social Condition of the Workers under the Construction of the Alexandrapol-Kars Railway
ՀՀ ԳԱԱ Շիրակի հայագիտական հետազոտությունների կենտրոն ; «Շիրակի պետական համալսարան» հիմնադրամ
Շարունակելով «Հայկական երկաթուղիների» շինարարության պատմության ուսումնասիրությունը՝ սույն հոդվածի շրջանակներում գիտական գրականության, արխիվային վավերագրերի և պարբերական մամուլի հաղորդումների համադրմամբ ընթերցողի դատին ենք ներկայացնում արևելահայ աշխատավորության ամենամեծ խմբի՝ երկաթուղային բանվորների սոցիալական վիճակի՝ մեր կողմից կատարված քննությունը: Հոդվածում փորձել ենք վեր հանել այն պատճառները (իրավազուրկ վիճակ, ցածր վարձատրություն, արտադրական տրավմատիզմ, սոցիալական երաշխիքների և անվտանգության կանոնների բացակայություն և այլն), որոնք նպաստեցին XIX դ. վերջին և XX դ. սկզբին երկրամասում սոցիալական շարժումների ակտիվացմանը:
В последней четверти XIX в. развитие капиталистических отношений внесло существенные изменения в социальную структуру восточных армян. Распад крестьянства способствовал формированию новой производительной силы - рабочего класса. Большую роль в этом сыграло и строительство железной дороги, начатое в регионе с 90-х годов XIXв.. Так называемая «стройка века» создала благоприятные условия для формирования самой крупной и влиятельной группы восточноармянских рабочих. Совокупность архивных документов и сообщений периодической печати того времени позволяет предположить, что на строительстве железной дороги Тифлис-Александраполь-Карс работало до 10 000 человек. Несмотря на численное превосходство, рабочие жили и работали в тяжелейших социальных условиях. Полное бесправие, низкая заработная плата, произвол работодателей, производственный травматизм, отсутствие социальных гарантий и правил техники безопасности создавали благоприятные условия для активизации общественных движений среди строителей железной дороги. Иногда стихийные, а чаще организованные, массовые выступления продолжались до Первой мировой войны, держа власть в постоянном напряжении.
The development of capitalist relations in the last quarter of the 19th century introduced significant changes in the social structure of Eastern Armenians. The disintegration and stratification of the peasantry created favorable conditions for the formation of a new productive force - the working class. The construction of the railway, which started in the region in the 90s of the XIX century, also played a big role in it. The so-called "construction of the century" created favorable conditions for the formation of the largest and most influential group of Eastern Armenian workers. Combining the archival documents and periodical press reports of the time allows us to assume that up to 10,000 people worked on the construction of the Tiflis-Alexandrapol-Kars railway. Despite their outnumbering, the railway workers lived and worked in the most challenging social conditions. Absolute disenfranchisement, low pay, the arbitrariness of employers, lack of social guarantees, and safety rules created favorable conditions for the activation of social movements. The mass demonstrations, sometimes spontaneous, yet more often organized, began in December 1896 and continued until World War I, keeping the authorities in a constant state of tension.
click here to follow the link ; oai:arar.sci.am:333761
ՀՀ ԳԱԱ Հիմնարար գիտական գրադարան
Dec 6, 2023
Dec 11, 2022
51
https://arar.sci.am/publication/363727
Edition name | Date |
---|---|
Հայրապետյան, Արմեն, Ալեքսանդրապոլ-Կարս երկաթգծի շինարարության բանվորների սոցիալական վիճակը | Dec 6, 2023 |
Հայրապետյան, Արմեն
Հայրապետյան, Արմեն
Հայրապետյան, Արմեն Ս.
Հայրապետյան, Արմեն