Էջմիածին։ Պաշտօնական ամսագիր Ամենայն Հայոց Կաթողիկոսութեան Մայր Աթոռոյ Սրբոյ Էջմիածնի
Размышления Мхитара Гоша о первичной свободе человека и становление архимандритской ступени в средневековой Армении ; Mkhitar Ghosh’s reflections on people’s original freedom and the formation of the class of masters in medieval Armenia
Խմբ.՝ Առաքել Առաքելյան (1944-1948) ; Լևոն Կիսիբեկյան (1948-1950) ; Աշոտ Աբրահամյան (1950-1955) ; Առաքել Առաքելյան (1955-1956) ; Արթուն Հատիտյան (1956-1982) ; Պարգեւ Շահբազյան (1983-1984) ; Երվանդ Մելքոնյան (1985-1993) ; Տ. Ասողիկ եպս. Արիստակեսյան (1994-1996) ; Տ. Բագրատ աբղ. Գալստյան (1996-1998) ; Մարիամ Վարդանյան (պաշտոնակատար) (1998-1999) ; Տ. Արշակ աբղ. Խաչատրյան (պաշտոնակատար) (1999) ; Անդրանիկ Զեյթունյան (2000-2001) ; Վարդան Դևրիկյան (2002-2009) ; Արշակ Մադոյեան (2009-2015) ; Արսէն Բոբոխեան (2015-2017) ; Տ. Անդրէաս աբղ. Եզեկեան (պաշտոնակատար) (2017-2018) ; Գէորգ Մադոյեան (2018-)
В знаменитом «Судебнике» Мхитара Гоша есть следующая, несвойственная церковному иерарху мысль: люди были созданы Богом свободными, но они служат господам по экономическим причинам. В арменистике есть две интерпретации происхождения этой мысли: некоторые связывают это с так называемым «Армянским Ренессансом», другие видят в этой мысли некий «гуманистический гений» Гоша. Суть нашей статьи показать, что это мысль не что иное, как интерпретация стихов 1:26—28 Книги Бытия. Кроме того, мы показываем, что такая интерпретация в некотором отношении отличается от взглядов, дошедших до нас в древнеармянской переводной патристической литературе. В конце статьи мы предлагаем гипотезу о происхождении такого рода мышления в эпоху Мхитара Гоша.
In the famous “Lawcode” of Mkhitar Gosh, one encounters a peculiar remark on the original human society. The essence of Gosh’s idea is that people were created free by God, but they serve masters for economic reasons. Traditionally, this idea has been interpreted as evidence of the so-called Armenian Renaissance or, on the contrary, as a reflection of Gosh’s unconventionally humanistic worldview. The purpose of this paper is to show that this idea is derived from Gosh’s interpretation of Genesis 1:26—28. Moreover, it is worth noting that Gosh diverges significantly from the patristic tradition of its interpretation available in his time through classical Armenian translations. As a result, we present a hypothesis about the social origin of Gosh’s idea.
Ս. Էջմիածին
oai:arar.sci.am:378030
ՀՀ ԳԱԱ Հիմնարար գիտական գրադարան
Mar 27, 2025
Oct 1, 2024
13
https://arar.sci.am/publication/408896
Վարդանեան, Արեգ Խմբ.՝ Առաքել Առաքելյան (1944-1948) Լևոն Կիսիբեկյան (1948-1950) Աշոտ Աբրահամյան (1950-1955) Առաքել Առաքելյան (1955-1956) Արթուն Հատիտյան (1956-1982) Պարգեւ Շահբազյան (1983-1984) Երվանդ Մելքոնյան (1985-1993) Տ. Ասողիկ եպս. Արիստակեսյան (1994-1996) Տ. Բագրատ աբղ. Գալստյան (1996-1998) Մարիամ Վարդանյան (պաշտոնակատար) (1998-1999) Տ. Արշակ աբղ. Խաչատրյան (պաշտոնակատար) (1999) Անդրանիկ Զեյթունյան (2000-2001) Վարդան Դևրիկյան (2002-2009) Արշակ Մադոյեան (2009-2015) Արսէն Բոբոխեան (2015-2017) Տ. Անդրէաս աբղ. Եզեկեան (պաշտոնակատար) (2017-2018) Գէորգ Մադոյեան (2018-)
Ֆրանկոյ Սեկունտոս Թարգմ.՝ Հ. Աղեքսանդր Վ. Պալճեան
Ֆրանկոյ Սեկունտոս Թարգմ.՝ Հ. Աղեքսանդր Վ. Պալճեան
Սէքօնտօ Ֆրանքօ Թարգմ.՝ Հ. Մանուէլ Տէրվիշեան
Խմբ.՝ Այվազովսքի, Գաբրիէլ վրդ. Գալֆայեան Ամբրոսիոս վրդ․ Գալֆայեան Խորէն եպիսկոպոս
Խորխոռունի, Խորէն վ․ Խմբ.՝ Այվազովսքի, Գաբրիէլ վրդ. Գալֆայեան Ամբրոսիոս վրդ․ Գալֆայեան Խորէն եպիսկոպոս
Խմբ.՝ Այվազովսքի, Գաբրիէլ վրդ. Գալֆայեան Ամբրոսիոս վրդ․ Գալֆայեան Խորէն եպիսկոպոս