Journal or Publication Title:
Արվեստագիտական հանդես=Искусствоведческий журнал=Journal of Art Studies
Date of publication:
Number:
ISSN:
Official URL:
Additional Information:
Մանուկյան Սեյրանուշ, Manukyan Seyranush
Title:
«Успение Богородицы» в средневековом искусстве Армении и Руси
Other title:
«Աստվածածնի վերափոխումը» Հայաստանի և Ռուսիայի միջնադարյան արվեստում ; «Assumption of the Virgin Mary» in Medieval art of Armenia and Russia
Creator:
Subject:
Uncontrolled Keywords:
иконография ; «Успение Богородицы» ; Наказание Софонии ; Армения ; Русь ; апокриф ; параллельные идентичные явления
Abstract:
Статья посвящена параллельным идентичным явлениям в армянском и русском искусстве, явлениям, которые не обусловлены взаимовлиянием, а отражают сходные процессы в развитии восточнохристианского искусства на достаточно отдаленных друг от друга территориях. В контексте изучения истоков и развития рассмотрены общие особенности иконографии «Успения Богородицы» в армянском и русском искусстве, а именно – иконографический извод этой сцены с эпизодом Наказания Софонии (Авфонии). Его появление было связано с тенденцией расширения и обогащения иконографических схем повествовательными и дидактическими элементами, с более свободным привлечением неканоничных апокрифических текстов в качестве источников иконографии.
Հոդվածը նվիրված է հայ և ռուսական արվեստի զուգահեռ նույնական երևույթներին, որոնք պայմանավորված չեն փոխազդեցությամբ, այլ արտացոլում են արևելաքրիստոնեական արվեստի զարգացման համանման գործընթացները միմյանցից զգալի հեռու տարածքներում։ Ակունքների և զարգացման ուսումնասիրության համատեքստում դիտարկվում են «Աստվածածնի Վերափոխման» պատկերագրության ընդհանուր առանձնահատկությունները հայ և ռուսական արվեստում, այն է՝ այս տեսարանի պատկերագրական տարբերակը Սոփոնիայի պատժի դրվագով (Ավֆոնիա): Նրա ի հայտ գալը կապված էր պատկերագրական սխեմաները պատմողական և դիդակտիկ տարրերով ընդլայնելու և հարստացնելու միտումի, պատկերագրության աղբյուրների՝ պարականոն ապոկրիֆային տեքստերի ավելի ազատ ընդգրկման հետ։
The article investigates parallel identical phenomena in Armenian and Russian art – phenomena, reflecting similar processes, which characterized the development of Eastern Christian art in widely separated territories independently of each other, rather than arose from mutual influence. In the context of studyingthe origins and development, common features of iconography of “Assumption of the Virgin Mary” in Armenian and Russian art are considered, namely, the iconographic version of this scene with the episode of Prophesy of Sophonias (Avphonius), this being conditioned by the tendency to expand and enrich iconographic canons with narrative and didactic elements, thereby to more freely include non-canonical Apocryphal texts as sources of iconography.