Journal or Publication Title:
Date of publication:
Number:
ISSN:
Official URL:
Additional Information:
Կոստանյան Էմմա, Չարչյան Աննա, Костанян Эмма, Чарчян Анна
Title:
The Adaptation Of Chess Assignments For Students In Special Education
Other title:
«Շախմատ» ուսումնական առարկայի դասագործընթացում կիրառվող առաջադրանքների հարմարեցումը ԿԱՊԿՈՒ սովորողների կարիքներին ; Адаптация заданий по предмету "Шахматы" к учебным нуждам учащихся с особыми образовательными потребностями
Creator:
Kostanyan, Emma ; Charchyan, Anna
Corporate Creators:
Armenian State Pedagogical University after Khachatur Abovyan
Subject:
Uncontrolled Keywords:
Inclusive education ; children with special needs ; accommodation of learning materials ; chess assignments
Coverage:
Abstract:
Nowadays the participation and the involvement of children with special needs is the main issues of education. The learning environment, learning process, psychological and pedagogical approaches are adapted for children with special needs, their opportunities and development features. We underline for the effective organizing of learning process from the teacher is required creative approaches, appropriate methodology, teaching with interesting and different methods, working on children’s practical capacities. The development of children with special needs is endless and continuous process. We need to create developer environment during the lessons in the school and home. For the organizing effective chess lessons, for the participation and involvement of children with special educational needs teacher should have comprehensive knowledge, cooperative approaches, pedagogical means and tricks. For the expansion of the cognitive area of SEN children we offer to use chess game-tasks to develop critical and creative thinking. It is important to take into account the variety of abilities of SEN children and plan the lesson according that fact, use more flexible approaches to make chess assignments suitable them. In our research we take out the needs of chess teachers having some teaching experience and we study the suggestions they have about chess teaching in public schools. We introduce our research results with tables where we show which difficulties they have during teaching the children with special educational needs. Taking into account the data of the research as a result a system of tasks has been created, which will contribute to the increase of the efficiency of studying chess with SEN students.
Կրթության առանձնհատուկ պայմանների կարիք ունեցող (ԿԱՊԿՈւ) երեխաների՝ ուսումնական գործընթացում ներառվելն ու ներգրավվելը կարևոր և առաջնային հարցերից մեկն է: Կրթական միջավայրը, ուսումնական գործընթացը, հոգեբանամանկավարժական մոտեցումներն աստիճանաբար ավելի են հարմարեցվում կրության առանձնահատուկ պայմանների կարիք ունեցող սովորողների կարիքներին, հնարավորություններին, զարգացման առանձնահատկություններին: Հարկ է նշել, որ ԿԱՊԿՈւ սովորողների համար ուսումնական գործընթացն առավել արդյունավետ կազմակերպելու համար ուսուցչից պահանջվում է ստեղծագործական մոտեցում, սովորողների բազմակողմանի զարգացման համար անհրաժեշտ համապատասխան մեթոդաբանության կիրառում, դասանյութի ավելի հետաքրքիր ներկայացում, սովորողների գործնական կարողությունների մշակում: ԿԱՊԿՈւ երեխաների համակողմանի զարգացումը անվերջ և շարունակական գործընթաց է: Անհրաժեշտ բոլոր դեպքերում ստեղծել զարգացող միջավայր թե՛ տանը, թե՛ դպրոցում՝ առարկայական բոլոր դասաժամերին: Համընդհանուր ներառականության պայմաններում շախմատային ուսուցման արդյունավետ կազմակերպումը, ԿԱՊԿՈւ սովորողներին շախմատի դասաժամերին ներգրավումն ու մասնակցության ապահովումը ուսուցչից պահանջում է այս երեխաների հետ աշխատելու հոգեբանամանկավարժական գիտելիքներ, պատրաստակամություն, համագործակցային մոտեցում, մանկավարժական միջոցների ու հնարների կիրառում: Շախմատի դասաժամերին բազմաբնույթ խաղ-առաջադրանքների, վերլուծելու և համադրելու, քննադատական, ստեղծագործական մտածողության զարգացման միջոցով հնարավորություն է ստեղծվում ընդլայնել ԿԱՊԿՈւ սովորողների ճանաչողական ոլորտը: Կարևոր է հաշվի առնել այս երեխաների հնարավորությունների և կարողությունների բազմազանությունը, դրանց վրա կառուցել դասագործընթացը, ավելի ճկուն մոտեցում ցուցաբերել շախմատային առաջադրանքներն այս երեխաների կարողություններին հարմարեցնելու հարցում:
Включение детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в образовательный процесс является одним из ключевых вопросов. Образовательная среда, образовательный процесс, психолого-педагогические подходы постепенно адаптируются к потребностям, возможностям и особенностям развития учащихся с особыми образовательными потребностями. Следует отметить, что для более эффективной организации учебного процесса для учащихся ООП от преподавателя требуется творческий подход, применение соответствующей методики, необходимой для всестороннего развития учащихся, более интересная подача учебного материала, разработка практических навыков учащихся. Всестороннее развитие детей с ООП — бесконечный, непрерывный процесс. Необходимо создать развивающую среду как предупредительности дома, так и в школе, во время всех уроков. Эффективная организация шахматного образования в условиях всеобщего включения, вовлечения и участия шахматистов в занятиях по шахматам требует от учителя соответствующих психолого-педагогических знаний работы с этими детьми, предупредительности путем анализа и сопоставления, готовности к сщтрудничеству, а также педагогических средств и приемов. На занятиях по шахматам через различные игровые задачи, анализ-объединение, развития критического, творческого мышления можно расширить познавательную сферу учащихся ООП. Следует учитывать многообразие способностей этих детей, строить на них процесс обучения, проявлять более гибкий подход к адаптации шахматных задач к способностям этих детей. Мы провели исследование, определили потребности учителей с многолетним опытом и изучили внесенные ими предложения по улучшению учебного процесса. Мы представляем исследование в виде таблиц, где в процентных значениях показаны трудности, с которыми сталкиваются учителя, преподающие шахматы. С учетом данного исследования в результате была создана система заданий, которая будет способствовать повышению эффективности занятий шахматами со студентами ООП.