
i 

АМБАРЯНГАГИК 
(ГГПИ) 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОРУЖИЯ 
ВО ВРЕМЯ ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОЙ войны 

Феномен "информационных войн" вошел в обиход в начале 90 гг. 20 
в., когда США провели успешную военную операцию в Ираке. Примерно 
в то же время получила распространение концепция "информационной 
войны" и введения информационных операций, так же 
предусматривающая использование информационных технологий, но в 
гораздо широком контексте. Это определение служит основой для 
утверждения того, что информационной операцией является любая 
атака, направленная против информации и информационных систем 
противника. Именно в этом контексте, в этой статье, мы рассмотрим 
события произошедшие в Грузии в 2008 г. 

Пятидневная война в Южной Осетии (08.08.08 - 12.08.08) стала 
показательной в плане ведения информационных мероприятий со 
стороны всех вовлеченных в конфликт сторон. Нападение Грузии на 
Южную Осетию было в буквальном смысле подхвачено всеми мировыми 
СМИ. Анализ грузинского вторжения стал появляться в интернете, в 
выступлениях политологов и аналитиков на телевизионных экранах и 
страницах газет. 

Казалось бы, оценки действий Грузии не могут быть разными, когда 
российские телеканалы показывают кадры Цхинвали. Оказывается, это 
доказательство не для всех. Впоследствии, после окончания военных 
действий в ряде западных изданий появилась информация о том, что 
грузинские власти еще до начала нападения на Южную Осетию, 
подписали контракты с известными специалистами-лоббистами и 
пиарщиками, которые должны были обеспечить информационную 
составляющую противостояния с Россией. Так, шведская газета 
Aftonbladet распространила материал, о том, что против Кремля со 
стороны Грузии работала компания Aspect Consalting, в частности ее 
представитель Патрик Ворм. Штаб-квартира компании находится в 
Брюсселе и принадлежит Джеймсу Ханту. По данным газеты эта 

200 



компания работала на М. Саакашвили с ноября 2007 г1. На правительство 
Грузии работали также компании Scheunemann & Associates и Orion 
Strategies LLC, которыми руководит Ренди Шунеман, более известный 
как советник Джона Маккейна-кандидата в президенты США от 
Республиканской партии2. Именно компания Aspect Consalting провела 
молниеносную операцию по рассылке информации о якобы агрессивных 
действиях России против Грузии. 10 августа 2008 г. мировыми 
информагентствами было разослано сообщение о том, что "Россия 
интенсивно бомбит Тбилиси". Несмотря на то, что впоследствии эти 
сообщения были опровергнуты, однако эти "информационные бомбы" 
достигли цели и помогли сформировать негативный образ России3. 13 
августа 2008 г. на сайте газеты The Times в статье посвященной войне 
между Тбилиси и Москвой, было помещено сообщение о том, что Грузия 
рассказала о войне с помощью бельгийских пиарщиков. Это они помогли 
Грузии создать из России образ агрессора. Британские журналисты 
считают, что победившая на поле боя Россия проиграла 
информационную войну Грузии4. Сработало известное умозаключение 
Геббельса - "Если вы скажете достаточно крупную ложь и начнете ее 
повторять, то в конечном итоге люди в нее поверят"5. 

Что касается позиции российских властей и СМИ относительно 
освещения конфликта, то она была в основном пораженческой и 
оборонительной. В первые два дня военных действий на российском 
информационном пространстве появились даже материалы, которые 
компрометировали российские власти. Так, 10 августа 2008 г. известный 
политический обозреватель Павел Фельгенгауэр писал: "Боевые корабли 
Черноморского флота РФ вошли в грузинские территориальные воды у 
абхазских берегов. Российские ВВС наносят бомбово-штурмовые удары 

'Мартиросян С., Информационная поддержка осетинской войны. 
vvnvw.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT-ID=2550. 

2 Там же. 
3 Захаров В., Арешев А., Семерикова Е., Абхазия и Южная Осетия после 

признания, М., 2010, с. 302. 
4 http://www.nix.ru/computer3ardware_news/hardware_news_viewer.html?id=l58511 
"Хроника неудавшегося блицкрига". 
5 http://ru.wikiquote..org/wiki// Йозеф_Геббельс. 

201 

http://www.nix.ru/computer3ardware_news/hardware_news_viewer.html?id=l58511


по военным, экономическим и гражданским объектам, по всей 
территории Грузии... Но грузинская армия сегодня еще не разбита, а в 
результате мобилизационного развертывания ее численность и боевые 
возможности будут возрастать. Российские военные брошенные в 
Южную Осетию, остаются в зоне поражения грузинской артиллерии. 
"Наши военные могут оказаться в отчаянном положении"6. А экс 
советник президента РФ по экономическим вопросам А. Илларионов, 
утверждал, что подразделения 58-ой армии якобы прошли через Рокский 
тоннель уже в первой половине дня 7 августа, и таким образом президент 
Грузии только лишь попытался ответить на "агрессию Кремля"7. 

Что касается западных средств массовой информации, то они 
целенаправленно проводили антироссийскую линию в освещении этого 
конфликта не только в дни активных военных действий, но и после него. 
Спустя некоторое время после окончания войны в интернете стали 
распространяться космические снимки Цхинвали и прилегающих сел. 
Авторами этих снимков являются специалисты UNOSAT, программы при 
научно-исследовательском институте ООН, работающим по 
предотвращению и минимизации последствий глобального масштаба. 
Выставленные в сети снимки датировались между 7 и 19 августа 2008 г. и 
имели целью доказать, что разрушения и повреждения в Цхинвали 
составляют 5,5 % зданий, в то время как грузинские села Тамарашени, 
Кехви, Курта, Кемерти и др. пострадали от 40-52 %8. 

Не отстала от антироссийской пропаганды и известная правозащитная 
организация Ншпап Rights Watch. Именно ей принадлежит знаменитое 
свидетельство, что в ходе войны в Цхинвали погибли "только 44 человека"9. 
Свидетельство Ншпап Rights Watch о " только лишь 44 погибших" долгое 

6 Фельгенгауэр П., С чем Грузия подошла к войне. 
www.novayagazeta.ru/politic/39055.html. 

7 Илларионов А., Россия сама подготовила и начала войну против Грузии. 
www.kavkazcenter.com/russ/content/2008/09/30/61325.shtml. 

8 Разрушения в Цхинвале. Экспертиза UNOSAT, Human Rights Watch и "Новая 
газета": свидетельства и фальсификации о событиях в Южной Осетии. 
www.caucasia.org/analytics/detail.php7ID-1387. 

9 Human Rights Watch "Цифры по убитым неточные, но достаточно 
показательные" www.svobodanews.ru/content/article/460671html. 

202 

http://www.novayagazeta.ru/politic/39055.html
http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2008/09/30/61325.shtml
http://www.caucasia.org/analytics/detail.php7ID-1387
http://www.svobodanews.ru/content/article/460671html


время кочевало в качестве доказательства того, что никакого массового 
убийства мирного населения не было. 23 августа 2008 г. в интервью 
радиостанции "Эхо Москвы" куратор США на Кавказе Мэтью Брайза заявил: 
"Я знаю, что российское правительство считает, что Грузия совершила 
геноцид в отношении осетинского народа. Я думаю, что это не так. 
Доказательства есть. 44 человека убиты в Цхинвали..."10. М. Саакашвили в 
своей статье "Отвечая русской агрессии" так же ссылался на данные Human 
Rights Watch11. Пристрастность видеообменника YouTube в освещении 
южноосетинских событий была подтверждена методичным удалением 
модераторами сервиса двух видеороликов с комментариями американского 
журналиста Дж. Стюарта. 

По своей сути, эти ролики не были пророссийскими, но привлекли 
повышенное внимание из-за того, что это была одна из первых попыток 
критической оценки событий в Грузии и Южной Осетии12. 

С окончанием пятидневной войны информационное противоборство 
не прекратилось. 

Так открылось вещание созданного на базе ОТВ Грузии "Первого 
Кавказского канала" из Тбилиси на русском языке13. Объявленный 
бюджет "Первого Кавказского" составляет 3 млн. долларов. Денежные 
вливания в инфраструктуру грузинских СМИ объясняется тем, что 
каналу крайне необходимо выполнять пропагандистскую задачу. И ей 
необходимо дорогостоящее спутниковое вещание. Сейчас канал вещает с 
помощью Интернета. Кроме того, в Грузии может начать вещание радио 
"Наш Кавказ". Тбилиси, с помощью западных специалистов, у границ 
Южной Осетии установил передающие антенны, посредством которых 
производится вещание на русском и осетинском языках14. Со 2 ноября 

10 Интервью Н. Асадовой с М. Брайзой. 
http://ww.echo.msk.ru/programs/beseda/535853-echo/. 

11 Захаров В., Арешев А., Семерикова Е„ Абхазия и Южная Осетия после 
признания, М., 2010, с. 295. 

12 Там же, с. 303. 
13 "В Грузии запустили Первый Кавказский канал". 

www.lenta.ru/news/2010/01/04/channel/. 
14 Арешев А., Амелина Я., Информационное противоборство на Кавказе после 

августа-2008. www.otechestvo.orq.ua/main/20102/0925.htm. 

203 

http://ww.echo.msk.ru/programs/beseda/535853-echo/
http://www.lenta.ru/news/2010/01/04/channel/
http://www.otechestvo.orq.ua/main/20102/0925.htm


2009 г. радио "Свобода" начала трансляцию на Южную Осетию и 
Абхазию. Телекомпания "Алания" вещающая с 2006 г. на русском языке и 
созданная для пропаганды на Южную Осетию с конца 2009 г., сменила 
название на "Регион ТВ" и вещает кроме Тбилиси, на регионы, 
компактно населенными национальными меньшинствами15. 

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в 
конфликтах и войнах конца 20-ого века и начала 21 в. побеждают не 
только те, что одерживают победы на полях сражений, а так же те, кто 
побеждает своих противников на глобальном информационном 
пространстве. Для нас это актуально, так как победивший на полях 
сражений Арцаха армянский народ, на информационном и 
дипломатическом фронтах с большим трудом противостоит азеро-
турецкой пропаганде, которая дезинформируя мировую общественность 
и искажая суть конфликта, представляет Армению как агрессора. 

GAGIK HAMBARYAN 
(GSPI) 

ON USAGE OF THE INFORMATIONAL WEAPON 
DURING THE GEORGIAN - SOUTH OSETIAN WAR 

Five-day war in South Ossetia served an example of how to implement 
informational took by all sides involved in the conflict. Georgian attack on 
South Ossetia was seized by the world mass media. Meanwhile, as it turned 
out, it appears possible to change the essence of current events with the help 
of informational technologies and present it to the benefit of this or that side 
involved in the conflict. It is what Georgia did by using the PR services. They 
managed to present the conflict in the way that it was Russia and not Georgia 
who attacked the other side. 

The article involves a number of facts and proofs of Georgia and Allies' 
victory won on the information front but lost on the battlefield. 

15 "Кавказский сошел с орбиты". www.vz.ru/politics/2010/7/14/418175.html. 

204 

http://www.vz.ru/politics/2010/7/14/418175.html

